Как сделать переносной мангал своими руками

Сегодня большинство владельцев земельных наделов изготавливают переносные мангалы своими руками. Эти изделия нашли себе применение на небольших участках, где негде построить стационарный очаг. Также переносные складные мангалы отлично зарекомендовали себя в качестве портативной печи во время отдыха на природе. Имея небольшие размеры, сборные барбекю занимают мало места, их можно носить в рюкзаке и перевозить в багажнике легкового автомобиля. На изготовление переносной печи тратится намного меньше денег, чем на покупку аналогичного товара заводского изготовления. Кроме того, самостоятельное проектирование дает возможность сделать переносной тандыр, мангал или другой тип очага по тем размерам, которые больше всего устраивают мастера. Рассмотрим особенности работы, связанные с изготовлением переносного мангала, нюансы проектирования и сборки.

переносной мангал своими руками

Рекомендации по строительству

Чтобы собрать портативный мангал своими руками, необходимо придерживаться ряда правил, связанных с процессом проектирования и изготовления. К этим изделиям предъявляется ряд требований, связанных с условиями их эксплуатации.

Переносной мангал должен соответствовать таким параметрам:

  1. Простота изготовления. Целесообразно спланировать работу так, чтобы не покупать для ее выполнения дорогостоящее оборудование, которое потом не понадобится в хозяйстве.
  2. Компактность. Переносная печь для казана не должна занимать весь багажник автомобиля, так как для путешествия необходимо довольно много вещей.
  3. Прочность и надежность. Передвижные барбекю должны выдерживать тряску и толчки, которые неизбежны при езде по отечественным дорогам. Следует предусмотреть возможные падения и сильное давление на изделия при транспортировке.
  4. Легкость в сборке. В полевых условиях очаг должен собираться быстро, желательно без инструментов. То же относится и к демонтажу, когда необходимо быстро убрать мангал.
  5. Небольшой вес. Это нужно для того, чтобы передвижной тандыр могла переместить даже одна женщина, если среди отдыхающих отсутствуют мужчины.

Основным требованием к переносным очагам является их пожарная безопасность для людей и окружающей среды.

Проектирование переносного мангала

В каждом случае размеры портативного очага рассчитываются индивидуально. Параметры будущего изделия определяются рядом факторов.

Основные из них такие:

  • объем багажника или рюкзака, куда должен свободно помещаться сделанный своими силами мангал;
  • количество шампуров, которые требуется одновременно уложить на жаровню;
  • вид топлива, которым будет топиться очаг.

Следует ориентироваться на некоторые критерии, служащие основой проектирования. Так, стандартная длина шампура составляет 40 см. Исходя из этого, ширина жаровни должна быть 30 см. Что касается высоты бортика, то оптимальным параметром считается 13-15 см. Этого вполне достаточно для создания устойчивого жара, необходимого для приготовления мяса и овощей. Для того чтобы одновременно готовить мясо на 6 шампурах, длина очага должна составлять 60 см. Оптимальной высотой опор считается 60-70 см в зависимости от роста владельца мангала.

Составляя чертежи очага на колесах, необходимо отобразить на них такие основные части этого изделия:

  • прочные ножки;
  • основание (дно);
  • подставка (рама);
  • борта продольные (2);
  • борта боковые (2);
  • колосник;
  • шасси (2 оси с колесами).

Перед тем как сделать мангалы, мастера продумывают способы их фиксации в собранном состоянии. Здесь есть несколько вариантов решения вопроса. Крепить между собой элементы можно болтами и гайками, откидными крюками и петлями, накидными зажимами. Проектируя мангал на колесах, необходимо продумать его устойчивость. Колеса нужно расположить максимально широко, вынеся их за габариты жаровни. Для крытого мобильного барбекю тележка должна отличаться особой прочностью. Это сооружение имеет значительный вес, даже если его кровля сделана из пластика.

Инструменты и материалы

Для того чтобы сделать мангал на колесах, потребуется набор приспособлений и оборудования, который есть в каждом гараже или в мастерской частного дома.

Для работы потребуются такие инструменты:

  • сварочный аппарат;
  • болгарка с кругами по металлу;
  • электролобзик;
  • строительный уровень;
  • электрическая дрель;
  • ножницы по металлу;
  • напильник;
  • рулетка;
  • угольник;
  • керн;
  • линейка.

Если выбран способ крепления болтами, то потребуются плашки для нарезания резьбы.

Чтобы изготовить мангал, потребуются такие материалы:

  • стальной уголок 30 мм;
  • листовая сталь толщиной 3 мм;
  • железные уголки;
  • арматура 6-8 мм;
  • водопроводные трубы с набором муфт.

Рассчитать потребность в материале поможет заранее составленная схема. Металл нужно приобретать с запасом до 25% из расчета на возможные ошибки в процессе сборки. Итак, делаем мангал своими руками.

Изготавливаем раму мангала

Основа нужна для придания жаровне устойчивости и закрепления ножек. Если мобильный очаг не используется по назначению, то раму применяют в качестве подставки для просушивания обуви, грибов и ягод на решетке, как упор при распиливании различных предметов.

Изготавливают основу в такой последовательности:

  1. На стальной уголок наносится разметка. Отпиливаются фрагменты заданной длины. С помощью болгарки их концам придается нужная конфигурация, выполняется зачистка мест, где будет осуществляться сварка.
  2. Уголки укладываются на ровное основание (тротуарная плитка, асфальт, щит из мокрых досок), угольником проверяется правильность их расположения. Точечной сваркой проводится фиксация рамы. После этого выполняется сварка по швам.
  3. По бокам рамы привариваются стальные муфты с внутренней резьбой. Они послужат основанием для ножек, которые будут входить в них по резьбе. Такое решение позволит регулировать положение мангала на неровной местности. Вместо муфт можно приварить стальные трубки. В них делаются отверстия для фиксации ножек с помощью шпилек.

Когда металл остынет, проводится стачивание наплывов и очистка рамы от ржавчины. После этого уголки и муфты обрабатываются специальной пропиткой от коррозии. При желании рама покрывается огнеупорной краской.

Делаем ножки для очага

Для изготовления ножек используются новые или бывшие в употреблении водопроводные трубы. Это довольно прочные изделия с практически неограниченным сроком эксплуатации. Перед тем как нарезать трубы на заготовки, целесообразно очистить их от внутренних отложений. Это значительно облегчит изделия и избавит их от постороннего запаха.

Делать ножки нужно в следующей последовательности:

  1. Трубы нарезаются на заготовки нужной длины. Для этого лучше использовать болгарку. Проводится полировка металла, его обработка антикоррозионной пропиткой и огнеупорной краской.
  2. На краях труб делается резьба. Ее нужно сразу смазать, чтобы предотвратить образование ржавчины. Смазанные места оборачиваются в плотную ткань для защиты соединения от грязи.
  3. К нижней части ножек привариваются заглушки. После этого в трубах просверливаются отверстия. В них делается резьба для прикручивания осей колес.

Если нет возможности сделать внешнюю резьбу на трубах, то их фиксация в отверстиях на раме производится с помощью прижимных болтов или шпилек, вставляемых в сквозные отверстия.

Другим способом изготовления ножек является использование того стального уголка, из которого была сделана рама. Сложность возникнет с выбором вида крепления этих фрагментов. Изготовить пазы для уголков довольно затруднительно. Проще использовать по два болтовых соединения для каждой ножки.

Изготавливаем дно печи

Основание для мангала представляет собой прямоугольник из листовой стали, проемами для воздуха, пазами для крепления бортиков, отверстиями для прикручивания к раме.

Процедура изготовления дна очага состоит из таких этапов:

  1. Из листового железа вырезается прямоугольник размером 300х600 мм. Его края выравниваются и скругляются, чтобы не пораниться о них в процессе сборки и разборки.
  2. В основании просверливаются отверстия диаметром 20 мм. Оптимальным считается расстояние 5 см между отверстиями. Если этого окажется много (при сильном ветре и высоком давлении), то отверстия всегда можно заглушить болтами. Делаются сквозные отверстия для скрепления основания и рамы.
  3. По краям пластины вырезаются пазы для установки продольных и поперечных бортиков. Для этого используются дрель, болгарка и электролобзик. Для надежного соединения делается 3 паза по длине и 2 — по ширине.
  4. Пазы обтачиваются напильником, чтобы получились идеально ровные края с правильной формой. Сталь обрабатывается антикоррозионной пропиткой.

Когда пропитка высохнет, основание прикручивается к раме. Болты вставляются сверху, а гайки прикручиваются снизу, так они не прикипят к резьбе.

Делаем бортики жаровни

Для изготовления бортиков берется листовой металл, из которого было сделано основание.

Делаются бортики так:

  1. Из стального листа нарезаются заготовки со сторонами, соответствующими параметрам основания. Высота стоек — 17 см, из расчета на то, что 2 см уйдет на соединение выступов в пазах.
  2. Делается разметка для пазов. Чтобы не ошибиться, бортики прикладываются к основанию, на них проектируются уже обточенные нижние пазы.
  3. Проводится выпиливание проемов. Их края корректируются и стачиваются до тех пор, пока бортики идеально не состыкуются с основанием и между собой.
  4. Устанавливаются устройства для соединения бортиков. Здесь выбор зависит от наличия крепежного материала и навыков мастера. Проще всего воспользоваться обыкновенными шпингалетами, которые используются для закрывания дверей изнутри.

Заключительным этапом является изготовление углублений для укладки шампуров. Делаются они с помощью болгарки. Сначала изготавливаются треугольные прорези, затем их края стачиваются шлифовальным диском.

Изготавливаем колосники

Многие считают этот элемент мангала необязательным, так как и без него горение происходит, весят колосники немало, что особо ощутимо при пеших походах. Однако стальная решетка создает прослойку между тлеющими углями и листовой сталью основания. Это предотвращает преждевременное прогорание дна. Кроме того, угли не забивают отверстия для подачи воздуха, так как сквозь решетку проходит только пепел.

Изготавливаются колосники так:

  1. Нарезаются заготовки для будущей решетки. Необходимо не менее 5 длинных отрезков и 10 коротких. Размер заготовок должен быть таким, чтобы они свободно входили в печь.
  2. Пруты укладываются в жаровню так, чтобы не перекрывать отверстия в дне. Прямо на основании проводится их первичное прихватывание сваркой.
  3. Зафиксированная решетка достается из печи и сваривается уже капитально. По углам и посередине к решетке привариваются ножки высотой 1,5 см.

Плоскость решетки целесообразно выровнять, чтобы было легче перемешивать угли.

Проверка функциональности мангала

После того как все детали будут изготовлены, необходимо провести контрольную сборку и разборку передвижного мангала. Делается это для того, чтобы более точно подогнать все части между собой, устранить мелкие недочеты, сточить все острые кромки и углы. Заключительным этапом является топка мангала в штатном режиме. Если разборка после остывания печки пройдет успешно, то работа была проведена правильно. Заклинивание деталей является последствием теплового расширения металла. Их аккуратно рассоединяют и подгоняют по размерам, оставляя увеличенный зазор. В следующий раз сборка и разборка пройдут без проблем.