Из чего и как можно сделать складной мангал своими руками
Вопрос о том, как сделать складной мангал своими руками, является актуальным для тех, кто является приверженцем активного отдыха на природе. С помощью этого приспособления можно приготовить шашлык и барбекю, закоптить рыбу, разогреть или вскипятить чайник. Мангал походный является отличным спутником любого путешественника. Переносные печи можно использовать не только в кулинарных целях. Если в них наложить разогретые в костре камни, то получится обогреватель для палатки. Многие странники уже обзавелись портативными барбекю, которые в сложенном виде напоминают средних размеров чемодан.
Сегодня различные производители предлагают купить складной мангал из нержавейки или из черной стали. Однако далеко не у всех есть для этого финансовые возможности, чтобы приобрести хороший и качественный товар. Кроме того, многих не устраивают размеры заводских изделий. А между тем можно, потратив небольшую сумму, сделать миниатюрный мангал-чемодан, который прослужит не одно десятилетие в самых сложных условиях. Рассмотрим, как делаются складные мангалы в условиях домашней мастерской.
Оглавление:
Проектирование работы
Основными требованиями, которые предъявляются к носимым печам, являются их небольшой размер и легкость. При этом не следует забывать о том, что чем сталь тоньше, тем быстрее ее разрушит коррозия. Поэтому, чтобы каждый год не делать новый переносной очаг, лучше сразу остановиться на прочном, устойчивом к ржавчине и высоким температурам материале. Лучше всего сделать мангал из нержавеющей стали. Этот сплав отлично очищается от грязи и копоти. Даже после многих лет эксплуатации мангалы из нержавейки выглядят, как новые.
Прежде чем приступить к проектированию, нужно определиться с параметрами будущего изделия.
По габаритам и конфигурации мангал складной классифицируется по таким категориям:
- чемодан;
- дипломат;
- дорожная сумка.
Готовое изделие может транспортироваться без упаковки, укладываться в тару или комплектоваться прочным чехлом.
Исходной точкой является определение размера, который должен иметь переносной очаг. Для перевозки в автомобиле этот параметр не принципиален — ограничения определяются лишь шириной багажника. Что касается пеших туристов, то здесь важны каждые грамм и сантиметр.
Прежде чем начать изготавливать чертежи, нужно замерить размер рюкзака — вполне вероятно, что придется переносить раскладной мангал и за спиной. Так случается, когда автомобиль внезапно ломается, а путешествие продолжается в пешем порядке.
Схема носимого барбекю выполняется на компьютере или на бумаге.
На ней следует отобразить такую информацию:
- дно;
- бортики;
- крышка;
- ручку;
- ножки;
- крепление для шампуров и кочерги.
Это тот минимум составных частей, из которых делается мангал для пикника. Если ознакомиться с самыми лучшими и удачными проектами, почерпнутыми у друзей и соседей, то можно расширить функциональность походной печи. Так, объемный мангал-чемодан целесообразно оборудовать выдвижной полкой, нишами для ножа и столовых приборов. Переносные очаги могут оснащаться небольшими колесами для перемещения по ровной поверхности.
Инструменты и материалы
Как правило, необходимые приспособления для изготовления портативного мангала найдутся в любой кладовке. Но перед тем как сделать первый шаг на этом пути, необходимо убедиться в том, что все инструменты исправны и укомплектованы.
Переносные мангалы собираются с помощью таких инструментов:
- болгарка;
- электролобзик;
- рулетка;
- напильник;
- ножницы по металлу;
- керн;
- молоток;
- плоскогубцы;
- набор плашек.
Для выполнения некоторых проектов может понадобиться сварочный аппарат. Но без него лучше обойтись, так как придется работать с тонким металлом, который можно легко прожечь.
Потребуются такие материалы:
- лист нержавеющей стали толщиной 3 мм;
- болты и гайки;
- спицы;
- стальной уголок;
- стальной прут 6-8 мм;
- термостойкая краска;
- ручка для чемодана;
- дверные петли.
Для изготовления сложных мангалов могут потребоваться и другие инструменты и материалы. Здесь был представлен список для сборки базовых моделей.
Изготовление дна жаровни
Сделанная своими руками походная печь будет испытывать экстремальные тепловые нагрузки. Больше всего их приходится именно на дно изделия. Его следует сделать максимально надежным.
Изготовление дна проводится в такой последовательности:
- Из стального уголка собирается жесткая рама. Ее внутренний размер должен быть 655х405 мм. Рама должна быть собрана достаточно прочной, чтобы на ней надежно держались все элементы мангала.
- Из листа нержавейки выпиливается прямоугольник размером 65х40 см. Почему именно такой формат? Он соответствует длине стандартного шампура, которая равняется 60 см. Края заготовки тщательно выравниваются и шлифуются. В шахматном порядке каждые 6 см высверливаются отверстия диаметром 10 мм.
- К верхним краям рамы прикрепляются половинки маленьких дверных петель. К длинным сторонам крепится по 3 петли, к коротким сторонам — по 2. Крепеж осуществляется на заклепки, болты или сварку. Принципиального значения в этом нет.
Дно вставляется в раму и жестко на ней закрепляется. Лучше для этого подойдет сплошной сварочный шов.
Изготовление бортиков
Основание бортиков должно соответствовать параметрам дна. Высота боковых сторон берется по 20 см. Этого вполне достаточно для того, чтобы мясо, рыба или овощи не подгорели от близости к углям. Болгаркой выпиливаются заготовки для боковин, их края выравниваются напильником. В бортиках делается 1 ряд отверстий для обеспечения воздухообмена.
После подгонки размеров бортиков они прикрепляются ко дну. Пластины прикладываются к петлям и жестко на них фиксируются. Быстрее это сделать сварочным аппаратом. Но если его нет, то крепление проводится болтами и гайками через просверленные отверстия. Проверяется правильность соединения. Бортики должны свободно поворачиваться внутрь и ложиться на донную пластину без просветов. Так складной мини-мангал будет иметь толщину не более 4 см.
Заключительным этапом установки боковин является изготовление приспособления для крепления их вертикальных сторон между собой. Самым простым способом являются маленькие гайки и велосипедные спицы. Гайки привариваются к вертикальным кромкам бортиков так, чтобы их отверстия совпадали. С каждой стороны необходимо не менее 2 метизов. После приведения мангала в рабочее состояние в отверстия гаек вставляются спицы, верхний конец которых изогнут в форме петли.
Изготовление ножек
Для походного мангала ножки изготавливают в съемном или складном варианте. Складные опоры более практичны и надежны, так как на их деталях нет резьбы. Но резьбовое соединение более жесткое, в нем отсутствует люфт, который делает очаг неустойчивым.
Складные опоры делаются из 4 полос длиной 60-65 см. В середине каждой полосы делается отверстие. После этого опоры соединяются попарно наподобие ножниц. Лучше всего это сделать болтами и гайками. Один конец этих «ножниц» жестко фиксируется к раме на оси. Далее выполняется подгонка опор, чтобы в разложенном состоянии они обеспечивали ровное положение дна. На раму приваривается карман из нержавейки — в него будет входить второй конец раскладной опоры. В сложенном состоянии ножки находятся вдоль рамы. Можно носить складной мангал в сумке или в чемодане.
Для изготовления съемных ножек используются болты и гайки, полая стальная трубка, уголок или арматура. Гайки привариваются к раме снизу или сбоку. Болты сваркой закрепляются к ножкам. Их высота может быть до 60 см. Этого достаточно для того, чтобы готовить еду стоя.
Ножки любого типа лучше делать из алюминия, который легче стали.
Изготовление крышки
Крышка — обязательная деталь хорошего мангала. Она нужна, чтобы уменьшить приток воздуха при сильном ветре или для защиты очага от осадков. Наилучшим решением для крепления крышки к бортику являются разъемные дверные петли. Они крепятся так, чтобы крышку можно было соединить с мангалом одним боковым движением. Сверху крышки устанавливается ручка с деревянными накладками. Для регулировки угла наклона крышки из спицы делается распорка с несколькими выступами. К основе в собранном состоянии крышка крепится пружинными зацепами. Их можно изготовить из нержавейки, которая осталась после изготовления днища, крышки и бортиков.